Основные психотерапевтические факторы групповой работы. Часть 2

Автор: | 4 февраля, 2015

Важным для успешности проведения тренинга является знание о зонах комфорта и дискомфорта. Обучение происходит тогда, когда участники выходят из «зоны комфорта» и вступают в «зону дискомфорта». Зона комфорта — это та зона, в которой у присутствующих есть четкое понимание того, что происходит. Участники испытывают чувство защищенности, уверенности и доверия в отношении к окружающим, но воспринимают меньший объем информации. В зоне дискомфорта участники испытывают недостаток или отсутствие определенных знаний и поэтому у них возникает тревога, неуверенность, неопределенность создает стимул для поиска информации и приобретения новых навыков.

Поэтому следует помнить, что необходимо поддерживать равновесие между комфортом и дискомфортом, иначе группа может остановиться в своем развитии, не достигнув желаемых результатов.

Тренинги личностного роста в своем распоряжении имеют психотерапевтические факторы влияния на членов группы, к которым можно отнести следующие:

• Откровенная исповедь участника раскрытия себя перед группой.

• Обратная связь, наличие информации о том, как воспринимают участника, его поступки другие члены группы.

• Переживание сильных эмоций.

• Переживания принадлежности к сообществу.

• Возможность помогать другим, альтруизм.

• Возможность наблюдать опыт чужих переживаний, взаимодействий. Нет полного понимания того, как влияет этот фактор, однако эффект личностных изменений участников группы, которые не принимают активного участия в групповом процессе, а занимают позицию пассивного наблюдателя, не вызывает сомнений.

• Выявление сходства. В процессе тренинга участник обнаруживает сходство своих проблем, которые раньше казались ему уникальными, с проблемами других участников.

• Возможность экспериментировать, пробовать себя в новых формах взаимодействия.

• Рождение новых надежд. Участие в группе порождает надежду на возможность изменить себя и свою жизнь.

• Когнитивные факторы. В процессе прохождения тренинга на сознательном и подсознательном уровне меняется представление о себе и окружающем мире.

Успех тренинга личностного роста существенно зависит от того, насколько квалифицированно будут задействованы в нем психотеравпевтические факторы.

Интересно почитать: