Важным для успешности проведения тренинга является знание о зонах комфорта и дискомфорта. Обучение происходит тогда, когда участники выходят из «зоны комфорта» и вступают в «зону дискомфорта». Зона комфорта — это та зона, в которой у присутствующих есть четкое понимание того, что происходит. Участники испытывают чувство защищенности, уверенности и доверия в отношении к окружающим, но воспринимают меньший объем информации. В зоне дискомфорта участники испытывают недостаток или отсутствие определенных знаний и поэтому у них возникает тревога, неуверенность, неопределенность создает стимул для поиска информации и приобретения новых навыков.
Поэтому следует помнить, что необходимо поддерживать равновесие между комфортом и дискомфортом, иначе группа может остановиться в своем развитии, не достигнув желаемых результатов.
Тренинги личностного роста в своем распоряжении имеют психотерапевтические факторы влияния на членов группы, к которым можно отнести следующие:
• Откровенная исповедь участника раскрытия себя перед группой.
• Обратная связь, наличие информации о том, как воспринимают участника, его поступки другие члены группы.
• Переживание сильных эмоций.
• Переживания принадлежности к сообществу.
• Возможность помогать другим, альтруизм.
• Возможность наблюдать опыт чужих переживаний, взаимодействий. Нет полного понимания того, как влияет этот фактор, однако эффект личностных изменений участников группы, которые не принимают активного участия в групповом процессе, а занимают позицию пассивного наблюдателя, не вызывает сомнений.
• Выявление сходства. В процессе тренинга участник обнаруживает сходство своих проблем, которые раньше казались ему уникальными, с проблемами других участников.
• Возможность экспериментировать, пробовать себя в новых формах взаимодействия.
• Рождение новых надежд. Участие в группе порождает надежду на возможность изменить себя и свою жизнь.
• Когнитивные факторы. В процессе прохождения тренинга на сознательном и подсознательном уровне меняется представление о себе и окружающем мире.
Успех тренинга личностного роста существенно зависит от того, насколько квалифицированно будут задействованы в нем психотеравпевтические факторы.