Роль вербализации в процессе восприятия картин детьми. Часть 8

Автор: | 23 марта, 2015

Относительно детских рассказов мы считали целесообразным выделить три следующих группы:

— Слова, которые передают содержание картины.

— Слова, которые передают эмоционально-оценочные отношения.

— Прилагательные, характеризующие название цвета.

Последняя группа оказалась самой многочисленной. Исследование показало, что дети как 1, так и 3 класса очень любят перечислять цвета, особенно когда сами рисуют красками. Отмечались неточности при назывании цветов. Работу автора можно было узнать по цветным решением почти во всех рисунках, даже с низким уровнем восприятия. Кстати, если вам интересен франчайзинг в России — смело переходите по ссылке ранее.

По первой и второй группы, то в детских рассказах о картине таких слов насчитывается почти втрое меньше, по сравнению с третьей группой. Как видно из таблицы, с возрастом увеличивается количество слов для обозначения содержания и передачи эмоционально оценочных отношений, а количество слов для обозначения цвета почти не меняется.

В первом классе между первыми двумя группами слов на гендерном уровне разница почти незаметна. А в третьем классе ребята больше используют слова для обозначения содержания и эмоционально-оценочных отношений, чем это делают девушки. Слова, обозначающие цвета используются более девушками и в первом, и в третьем классе.

Рисование произведений по памяти активизировало не только восприятия, но и речи учащихся. Четко это проявилось во время рисования, когда дети рассуждали вслух об увиденном. В речи детей с «являются элементы сравнительного анализа.

Из результатов исследования можно сделать следующий вывод, что восприятие младших школьников зависит от возрастных особенностей. Основные условия овладения ребенком умение понимать картины: 1) формирование у них приемов анализа, синтеза и обобщения в процессе восприятия картины; 2) осознание и результатов аналитико-синтетической деятельности, и приемов восприятия.

Интересно почитать: