Наверное, каждый из нас когда-то пытался выполнить какое-то задание в течение дня и это не приносило никаких успехов, и мы откладывали его на вечер, когда у нас появлялась мотивация и новые идеи. Как оказалось, такие вечерние приливы креативности и мотивации к выполнению задач могут объясняться влиянием среды.Результаты исследования, проведенного немецкими учеными, показали, что просто рассказывая историю про темноту, можно положительно повлиять на креативность.
Анна Стейдл из Университета Штутгарта и Лиоба Верт из Университета Хоэнхайм провели шесть исследований для подтверждения этого тезиса.
Первая группа состояла из 114 студентов, которые были разделены авторами исследования на небольшие группы по 2-3 человек в соответствии с интенсивностью освещения: 150 лк (тусклый свет) , 500 лк (обычное освещение офиса) и 1500 люкс (очень яркий свет). После определенного времени, отведенного на акклиматизацию к условиям среды, исследуемым предложили решить задачу, которое требовали творческого подхода к решению проблемы в течение коротких промежутков времени.
Как оказалось, группы испытуемых, работавших при незначительном (тусклом) освещении решали правильно значительно большее количество задач, чем исследуемые в других группах. Также исследуемые в группах, работавших при тусклом освещении, сообщали, что они чувствовали себя «свободными от ограничений» чаще участников других групп. Те из участников экспериментов, которые работали при обычном освещении не демонстрировали видимых различий в достижениях по сравнению с участниками из групп с ярким освещением рабочего места.
Ученые считают, что эти результаты показывают, что тусклое освещение усиливает ощущение свободы от ограничений, а это в свою очередь улучшает творческую деятельность. Кстати, на сайте по ссылке вы найдете отличные кондиционеры Симферополь по самым низким ценам.
Интересным открытием данных исследований стало то, что простой акт описания человека, когда он был в темноте может также стимулировать творчество (эффект прайминга). Исследователи совершили это открытие, попросив две группы нарисовать инопланетянина после рассказа истории о нем. Истории одной группы были с упором на события в темноте, другой — на ярко освещенные события. Те из участников эксперимента, которым рассказывали про темноту, создали более подробное, творческое описание пришельца.
Авторы эксперимента подчеркивают, что темнота является полезной только для первого этапа творческого процесса: генерирование идей.